Про газ

Прошло уже более сотни лет с тех пор, как первый автомобиль, пыхтя, кряхтя и повергая в шок своих современников, тронулся в путь.

Этот факт известен миллионам людей на нашей планете и не вызывает ни удивления ни восхищения. Автомобиль уже давно перешел в категорию обычных вещей, обладание которыми доступно практически любому более или менее обеспеченному человеку.

Бензоколонки за каждым углом, развитая сеть автосервисов и магазинов делают существование владельца автомобиля если не безоблачным, то уж по меньшей мере без проблемным. А вот о том, что первый автомобиль, использовал в качестве топлива газ (светильный, но все же ГАЗ!), да и вообще о том, что на газе можно ездить и ездить неплохо, знает гораздо меньшее количество людей. В нашей стране их голоса тонут в общем хоре отрицания и недоверия к газу как к топливу, оказываются погребены под слухами и досужими домыслами 'автоавторитетов'.

К сожалению, история в наших глазах не всегда то, что было на самом деле, а чаще то, как мы это воспринимаем по обрывочным фактам, слухам и рассказам. Так рождается общественное мнение. Что же сформировало отношение российских автомобилистов к 'газующим' коллегам?

  • Красный цвет: все, что связано с газом, должно быть огорожено забором, обвешано огнетушителями и кричащими табличками 'ОПАСНО!'. Таковы требования производства и эксплуатации легковоспламеняющихся материалов. А бензин? Чем он менее опасен? Да, он не шипит, не вырывается под давлением из бензобака, его даже пить можно (кто не пробовал 'отсасывать' бензин в канистру не поймет)! Ничего страшного! Но все же, господа скептики, взгляните на таблицу, сравнивающую пределы воспламеняемости моторных топлив:

    Параметры Пропан Бутан Бензин
    Химическая формула C3H8 C4H10 C8H17
    Молекулярная масса 44 58 114
    Плотность жидкой фазы при температуре 15° С и атмосферном давлении, кгм/м3 510 580 730
    Температура кипения при атмосферном давлении, С -43 -0,5 Не ниже 35
    Теплота сгорания в газообразном состоянии, МДж/м3 85 111 213
    Пределы воспламеняемости в смеси с воздухом при нормальных атмосферных условиях, % объема: нижний 2,4 1,8 1,5
    верхний 9,5 8,5 6,0
    Октановое число 110 95 92
    Степень сжатия 10...12 7,5...8,5 8,2
    Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива, кг 15,8 15,6 14,7

    Вывод прост. Газ не более опасен, чем бензин. Основное условие его использования - соблюдение правил эксплуатации, что сегодня за Вас делает техника. Но об этом ниже.

  • Знак качества: cегодня, имея огромный потребительский выбор, Вы вряд ли купите второй раз колбасу одного и того же производителя, если в первый раз она Вам просто не понравилась. В эпоху развитого социализма наш человек так же хотел вкусно есть, как и сейчас. Одна беда: товары особо не делились на сорта и марки. Была просто колбаса, просто телевизор, просто автомобиль (правда обладание последним делало из его владельца 'непросто' советского человека). Было и просто газовое оборудование - одинаково убогое и местами некачественное, что в 8 из 10 случаев оставляло неблагоприятные отзывы у особо нетерпеливых автовладельцев. Стремление к лучшему уровню жизни творит чудеса. Сегодня мы покупаем продукты в супермаркетах, смотрим японские телевизоры и ездим на немецких автомобилях (а кто не еще не дошел до последней стадии капиталистического разврата, спит и видит себя за рулем Мерседеса). Появился и выбор качественной импортной аппаратуры, позволяющей ездить на газе без особых проблем. Но до сих пор общественное мнение говорит: ломается, травит, не заводится, пахнет плохо… Поставь качественное оборудование у профи и пойми: ОНО заводится, не травит, не пахнет и работает с дуракоустройчивой упорностью!

  • Черный PR: мнением людей манипулируют не только политики. Иногда простолюдины никак не сговариваясь и не объединяясь в партии так убедительно и массово капают руководству на мозги, что приводит к серьезным преобразованиям (в коллективе, в городе, в стране) и обличению 'гнусных инсинуаций' в форму сермяжной правды. А причина всегда одна: отторжение экономически невыгодных условий бытия. В середине 80х наш рулевой решил, что нужно рулить в сторону глобальной газификации транспорта. Стратегически грамотное решение вызвало крайне негативный резонанс среди тех, на ком это решение воплощалось в жизнь. Все труженики автохозяйств, транспортных предприятий, таксопарков и сельхозмеханизаций, встали единым фронтом на защиту родного их сердцу бензина. Оно и понятно: чтобы газ спереть - это нужно быть кандидатом наук, не меньше. А бензин можно сливать со знанием трех параграфов учебника по физике за пятый класс. Короче водители сплошь от газа захворали: от склероза до импотенции; механики все оборудование в брак списали; завгары устроили пару показательных пожаров; директора письмами и жалобами министров завалили. И кто знает, к чему бы этот саботаж привел, но тут наступил 1991 год, и все пошло на самотек. Дешевый бензин рекой хлынул на рынок, и газификация почила в забвении. Только байки о страшном вреде здоровью водил, двигателю авто и бюджету семьи до сих пор бередят умы 'бывалых'.

  • Метод научного тыка: последние два десятка лет у газа всегда были свои немногочисленные почитатели: те, кто довел до ума отечественное изделие, и те, кому посчастливилось достать импортную систему. Не раз были времена, когда водители 'газированных' авто тихо радовались своей доле, наслаждаясь явлениями вроде 'БЕНЗИНА НЕТ' или 'вчера по три, но 92-ой, а сегодня по пять, но 93-й'. В эти критические дни вся автомобильная братия морщась и кривясь признавала, что лучше ездить на газе, чем не ездить вообще. Не особо брезгливые даже ставили газовое оборудование и, к сожалению, нередко нарывались на установщиков-халтурщиков или ладно припудренную под фирму 'левую' аппаратуру. Последний газовый бум, наблюдавшийся с 1999 по 2000 гг., расставил все по своим местам. На рынке остались настоящие профессионалы, предлагающие качественное оборудование, качественную установку и качественный сервис. Конечно, есть исключения, но мы постараемся помочь Вам избежать их и метод научного тыка Вам не пригодится.